четверг, 6 октября 2022 г.

Всем миром




— Вадим, скорее, там такое! Такое случилось! Скорее приезжай на дачу, я тоже туда еду, — бессвязно кричала Алиса в телефон.

— Что случилось, ничего не понял?

— Приезжай на дачу! Эти рабочие! Они нам покрыли пол лаком и хотели быстрее высушить. Где ты их взял, этих идиотов! Я тоже поеду, на электричке. А ты меня на станции подхвати.

— Ничего не понял, Алиса, скажи яснее, в чем дело. К чему такая спешка?

— Да пожар там, Вадим, ну ведь ясно говорю. Пожарные уже тушат…..

Когда Вадим и Алиса приехали на дачу, всё уже потушили. Только дымок над фундаментом вился. А от дома ничего не осталось!

— Сделали ремонт, — Алиса бессильно опустилась на старую скамейку.

Вадим и Алиса хотели к лету отремонтировать старый дачный домик. Алисе он достался по наследству от бабушки и при жизни она ничего не хотела менять. Домик был милый, Вадим и Алиса как поженились, последние три года постоянно приезжали к бабушке. Привозили продукты ей и её соседке Антонине. Косили траву. Вадим дрова колол, Алиса на грядках что-то сажала. Для Алисы это был дом её детства. Когда бабушка в силе была, Алису к ней каждый год на всё лето привозили.

— Вон там дядя Ваня жил, я с его внуком Димкой рыбу ловить ходила на пруд, — грустно рассказывала Алиса. Представляешь, у него тогда тоже пожар был — баня сгорела. Папа мой ему новую ставить помогал. А вон там, где бабушка Зина живёт, которую мы обычно домой подвозим, Маринка приезжала, внучка ее. Мы с ней дружили. Вообще раньше так хорошо тут было. Мои родители с соседями дружили, в гости ходили друг к другу. И мы, дети, большой компанией собирались. У костра сидели, хлеб с сосисками жарили. Болтали до полуночи, всякие истории рассказывали. А сейчас всё не так!, — Алиса горько заплакала. То ли от воспоминаний, то ли от пережитого, а скорее от всего вместе.

— И где ты только нашёл этих работяг? Без договора, так, на словах. К телефону они не подходят, с них теперь и взятки гладки!

— Алиса, ну не плачь. Хорошо, что всё обошлось, все живы и на соседей огонь не перекинулся. Ну а работяги — они хоть в службу спасения позвонили, а потом уже смылись. И за это спасибо. Что теперь делать, строиться будем потихоньку. Не можем же мы бабушкин дом бросить….. Ну не дом, а то что осталось…

— Да как, Вадим, как мы всё сделаем? Мы всё, что было, этим заплатили, да на стройматериалы потратили…. И вообще, там же её вещи были. Личные. Ничего ценного в смысле денег. Но для меня — бесценные. Их не вернуть, Вадим!

— Ну Алиска, не плачь, я понимаю, но память о человеке в его делах. В сердцах его близких. Ну что делать, постараемся построить на старом фундаменте похожий на тот, прежний дом. Всё будет хорошо, вот увидишь…. И не причитай, как старушка, ты что…… Наши времена, наши времена.

Через неделю Алисе позвонила соседка, Антонина:

— Алиса, приезжай, тут народ собирался, просили тебе передать.

— Что передать, Антонина Павловна?

— Приезжай, не по телефону.

Алиса с Вадимом в следующие выходные приехали на дачу. Они и так собирались туда. Машину нанять — надо же убирать горелые останки дома.


— Алиса, Вадим, заходите, чайком напою, разговор есть, — крикнула со своего участка Антонина.

Зашли — на столе чай, пряники, да ещё много чего наставлено. Самовар, часики с кукушкой, мелочи всякие.

— Ой, здравствуйте, Антонина Павловна. Спасибо за приглашение.

— Да не за что, Алисочка, мы же с твоей бабушкой добрыми соседками всегда были. Да и тебя с детства знаю. И родителей твоих. В общем, народ тут подумал, да и ко мне пришли. Кто самовар принес — бабушка твоя из деревни в подарок привозила Валентине Васильевне, помнишь её? А кто часы с кукушкой принес — это твой дед сам сделал, дяде Ване подарил. Димка его принес, вспомнил. Ну и остальные, тут у нас многие бабушку твою с дедом помнят. Вот салфетки кружевные — бабушка твоя вязала. Ну тут много, на столе все не поместилось, у меня в зале весь диван завален.

Алиса изумлённо рассматривала все эти вещи:

— Антонина Павловна, они все почти как бабушкины были!

— Так они и есть бабушкины. Ее ручками вязанные. Или с душою купленные. Люди то от всего сердца принесли. Ведь, не дай бог, но с каждым такое может случиться. А ещё ведь вот что, — Антонина встала, кряхтя, подошла у буфету и достала пухлый конверт, — Вот что, Алиса, у нас ведь тут народу то много. Так мы вот всем миром, скинулись мы. Нельзя же людей с бедой один на один оставлять! И не вздумай отказываться, нельзя это делать, когда от души. Это ведь, как раньше. Как у нас всегда было принято — всем миром и дома строили, и из беды выручали.

Алиса никак такого не ожидала! Но после таких слов, чуть ли не со слезами на глазах, она приняла тот пухлый конверт. Со стеснением, но и с чувством большой благодарности. И ещё с каким-то, словно из детства вернувшимся, теплым ощущением дружеского плеча.

*****

Бабушкин домик они восстановили к осени, благо не большой был. Спасибо, люди помогли. Кто что вспомнил, кто добро и помощь от отца Алисы. Кто бабушку вспомнил. А кому и Вадим уже успел помочь, хоть и не так давно они с Алисой женаты.

Постарались по старым фотографиям дому прежний вид придать. И хоть и видно было, что новый, но наличники резные — как у бабушки были. Остался у них ещё умелец старый — Виктор Иванович, руки золотые.
А в доме! Алиса ходила, и сердце радовалось. Как же много вещей принесли люди, которые ей опять бабушку напоминают. Просто сердце поёт, да радуется.

Осенним теплым днём столы накрыли прямо на улице, в саду. Ведь в такой небольшой домик разве уместишь столько гостей? Одни заходили, другие уходили, а Алиса и Вадим старались всех, как могли, отблагодарить.

Над щедро накрытыми столами склонилась бабушкина рябина под тяжестью красных ягод. Бабушкины яблони рассыпали по траве яблоки, словно благодарили людей.
— Вадим, — Алиса прижалась к мужу, — а ведь я была не права. Времена меняются, а добрые люди всегда есть рядом. И в трудную минуту вот так, всем миром!

Спасибо вам, люди добрые. Вы же знаете, наш дом всегда открыт для вас. Как и раньше, при бабушке, ведь это ее дом, — и Алиса погладила шершавые резные наличники, — спасибо…


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи