воскресенье, 9 октября 2022 г.

Родительское собрание



– Никогда не понимала людей, которые не ходят на собрания, а потом на школьных праздниках чем-то недовольны, – женщина сидела у меня за спиной и громко, чуть ли не на весь автобус, возмущалась, – сидят по углам, шушукаются и все им не так. И подарок не такой купили, и деньги непонятно куда дели. А сами ни разу не нашли времени даже прийти и обсудить что именно купить и как организовать.

– Да я уже давно на таких недовольных не обращаю внимания. Им наплевать и на школу, и на родительский комитет, и на классную, и дети у них растут как трава придорожная.

– Вот да. И школу ненавидят, потому что у родителей этому учатся.

Слушаю вполуха, а сама думаю: «Это про меня». Потом, правда, вздыхаю облегченно: в моей жизни школьных дел больше нет. Это такой кайф! Как мама троих учеников я провела в школе по факту 18 лет, а если учесть, что в списке учеников были погодки и подсчитать в общей сложности, то три раза по девять. Почти 30 лет отбыть в школе родителем это, конечно, испытание. Хотя мне повезло – сыновья учились самостоятельно, уроки ни с кем не делала, разве только в первом классе что-то там контролировала/подсказывала.

Все они ушли после девяти классов в колледжи, потому что любви со школой ни у кого не случилось. Младший так и вовсе школу ненавидел класса с пятого точно. А я, как мама, не смогла помочь. Потому что – признаюсь – к третьему своему ученику сама воспринимала школу как необходимое зло. Настолько она отстала от жизни сейчас, концентрация смысла там просто недопустимо низкая. Детей реально жалко.

А что касаемо родительских собраний, поделюсь опытом. Активным родителем я была в детском саду – типа, раз уж у вас тут двое сорванцов, давайте вы станете председателем родительского комитета сада… Ну и началось. Подарки, деньги, недовольные мамы и папы. В 2001-м году придумали мы всем садиком собрать денег на кукольный театр –пальчиковые и ростовые куклы. Как сейчас помню расклад: 180 семей, каждой нужно было сдать сумму, эквивалентную стоимости килограмму бананов. Не забыла и пафосную тетеньку, которая вещала на собрании:

– Мы все равно сможем купить мало кукол, все не смогут заниматься в театральном кружке. Выходит, может так случиться, что мой ребенок ни разу эту куклу в руки не возьмет. А через год выпускной. Ну и зачем мне сдавать деньги? Садику надо театр? Пусть в бюджете денег просят.

– Знаете, не все дети и захотят играть в кукольном театре, а вот смотреть представления смогут все. И праздники будут у нас гораздо интереснее проходить.

– Нет уж, спасибо, я лучше своему ребенку килограмм бананов куплю и, если захочу, билет в настоящий кукольный театр вместо этого позора детского.

И гул такой одобрительный по актовому залу. Посмотрела я на родителей… подумала, что нет у меня ни сил, ни желания доказывать кому-то, что театр – это интересно для малышей, особенно для стеснительных и что в бюджете на такие вещи денег нет и не будет никогда. Ну и говорю:

– Хорошо, я готова внести деньги за своих двоих и за вашего. Кто считает, что театр не нужен, можете не сдавать. Купим столько кукол, сколько сможем.

Не все сдали, но большинство. Даже в республиканской газете про наши спектакли потом писали.
А я первый раз в первый класс пошла со стойким иммунитетом к родительским комитетам. Но у старшего первая учительница была замечательная, весь год ходили к ней на собрания с большим удовольствием. Хорошо помню, как на одном из первых родительских собраний она вернула нас, таких озабоченных, на землю.

Татьяна Алексеевна провела эксперимент: предложила нам внимательно прослушать отрывок из какой-то известной сказки, затем попросила, чтобы несколько человек на десять минут вышли из класса. За дверью мы тут же стали увлеченно что-то обсуждать… Когда нас попросили пересказать услышанное, никто из взрослых не смог вспомнить подробности прочитанного сюжета, даже наводящие вопросы не помогли – информация, которая сразу воспринималась как ненужная, выветрилась за десять минут! В тот момент я поняла, что хочу от сына слишком многого, и своей тревогой отбиваю у него желание учиться.

Словом, это были полезные встречи для молодых и неопытных родителей школьников, где я усвоила: всегда надо быть на стороне ребенка. Особенно в самом начале! Именно в первом классе формируется вера в себя. Если вы хотите, чтобы ваш ученик стремился к знаниям, создайте ему хорошее настроение. Почитайте про «принцип зеленой ручки» и отмечайте каждый, даже самый маленький успех. И помните до конца школы: нет ничего важнее отношений с ребенком, остальное – фигня вопрос.

Второму моему первокласснику повезло меньше. Учительница была молодая, тревожная, зацикленная на отметках и результатах, выносила мозг всем своими страхами и ожиданиями. Собрания у нее были максимально бессмысленными. Не ходила. На все причитания «Ваш Леша мог бы быть круглым отличником, если бы вы с ним занимались!», отвечала:

– Меня устраивает, что он учится на «хорошо» без моего участия.

Про третьего своего школьника даже писать не буду. Все было тяжело, нудно. Испытала тогда настоящее родительское бессилие. Когда мы переехали в другой район, в новую школу на собрания я ходила по принципу: один раз в начале года посмотреть на классную, если она менялась. Ну и обязательный пункт в программе – первое полугодие пятого класса, пока ученик адаптируется к тому, что много предметников. Все. Деньги сдавала, не задавая вопросов и всегда была благодарна родителям, которые тратят свое время и силы на организацию праздников.

Ну да, были такие училки, которые обещали неприятности тем, у кого родители не ходят на собрания. Ни одна своих угроз не исполнила.

Сыновья мои, хоть и росли как придорожная трава по версии моей случайной попутчицы, все стали программистами, живут отдельно и хорошо зарабатывают. Школу вспоминать не любят. Хотя, конечно, скоро они поймут, как трудно создать систему, где отношения будут построены на уважении и любви. Может, у нового поколения получится?

С каникулами вас, дорогие педагоги и родители!

Источник


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи