Сергей Маковецкий, по утверждению многих, гордость отечественного кино, мэтр, настоящий творец-искусник в своем ремесле, создающий незабываемые исторические и современные образы.
Поклонники уверены, что ему подвластен любой жанр и любой характер, может сыграть абсолютно всё. Тому подтверждение: директор Беркутов («Дело Гастронома №1»), священнослужитель Ионин («Поп»), ученый-физик Штрум («Жизнь и судьба»), властный монарх Иван Грозный («Годунов»).
Невероятное количество отзывов было и после выхода на экраны детектива «Ликвидация»: «Неподражаем, великолепен, гений. Переплюнул самого Машкова! Маковецкий не сыграл, а просто прожил жизнь Петрова. С неподдельной грустью и отчаянием спрашиваем — зачем убрали колоритного Фиму? Без него сериал стал скучным, серым, тусклым…».
Не менее восторженными были комментарии по поводу роли Пантелея Мелехова в драме С. Урсуляка «Тихий Дон». Хотя и не обошлось без критики: «Очень заметно, как в образе Мелехова-старшего актёр пытается »состарить» голос — забавно и неубедительно , едва ли не карикатурно. Тем более, что несмотря на ухищрения гримёров, выглядит слишком моложаво для »стреляного воробья» Пантелея Прокофьевича».
Сергей Маковецкий. Слева в фильме «Ребенок к ноябрю», 1992 год. Справа на съемках фильма «Тихий Дон», 2015 год
И уж совсем неподобающе-жестко: «Нет, не по силам этому актеру роли людей «из народа». И «Ликвидация», и «Дон» — все мимо… здесь ничего не поделаешь. Вот «американский Боря», «Ребенок к ноябрю» — это да, это — по-маковецки. Однозначно, чтобы сыграть характер, надо его иметь… а фактурой брать — неубедительно…». Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые читатели, по данному поводу.
Семья, увлечения, выбор профессии
На свет появился летом 1958-го года в дачном поселке Дарницы, который находился на окраине столицы УССР — городе Киеве. Мама трудилась на заводе «Вулкан», и одна воспитывала сына. Отец, как указывают некоторые источники, ушел из семьи ещё до рождения малыша. Наверное, поэтому Сергей Васильевич носит девичью фамилию родительницы.
С детских лет Маковецкий увлекался плаванием, любил кататься на коньках, играл на ударных инструментах. Мечта у мальчика тоже была: стать врачом. И если бы не учительница иностранного языка, заставившая подростка ходить на репетиции постановки «Лес», мы бы о прекрасном актере никогда бы не узнали.
Сцена в буквальном смысле изменила внутренний мир Сережи: вместе с диким волнением, он испытывал упоение от игры. А на премьере спектакля и вовсе забыл о зрителях. После этого грезил только искусством.
Впрочем, осуществить задуманное оказалось непросто. Успешно сдать экзамены в Киевский театральный институт не смог. Чтобы не терять год, устроился монтировщиком декораций в театр им. Л. Украинки.
Далее была попытка покорить несколько московских театральных учебных заведений, однако удача не была на стороне абитуриента. Желание доказать, что он чего стоит, привела к порогу знаменитой «Щуки». Успешно пройдя все туры, попал на курс А.А. Казанской.
Становление в театре
В 1980-м году Маковецкого зачислили в штат Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова, которому верен по сей день.
За это время сыграл более двадцати ролей в постановках: «Дайте мне старуху!» (Полуда), «Зойкина квартира» (Газолин) «Отелло» (Яго), «Ревизор» (Сквозник-Дмухановский), «Чайка» (Тригорин), «Дядя Ваня» (Войницкий), «Евгений Онегин» (Онегин), «Война и мир» (граф Ростов)и др.
Также сотрудничал с театром Романа Виктюка, театром «Современник», ТА «Арт-Партнер XXI», Московским ТЮЗом, пополнив репертуар работами: «М. Баттерфляй», «Рогатка», «Пигмалион», «Бумажный брак», «Черный монах».
Кинематограф
По некоторым сведениям, впервые на съемочной площадке оказался в середине 70-х, снявшись в массовке картины «Волны черного моря». Спустя некоторое время сыграл парня в подземном переходе в ленте «Кузнечик».
Далее Маковецкого задействовали в короткометражке «Ожидаются похолодание и снег», драме «Повести Белкина. Выстрел», ленте «Взять живым». Узнаваемость принес главный герой заряжающий Гриша Чумак в военной экранизации «Экипаж машины боевой», где его партнером стал Владимир Вихров.
Сергей Маковецкий. Слева в фильме «Экипаж машины боевой», 1983 год. Справа в фильме «Наш американский Боря», 1992 год»
Несмотря на успех картины, актер по-прежнему оставался «на задворках». Только в начале 90-х Сергея Васильевича начали утверждать на ведущие роли: Борис («Наш американский Боря»), Лёша («Ребенок к ноябрю»), Александр («Макаров»).
Стоит также отметить драму «Про уродов и людей», боевик «Брат-2», детектив «Неудача Пуаро», комедию «Ключи от спальни», ленту «72 метра», драму «Гибель Империи», нуар «Жмурки», картину «12», мелодраму «Искушение».
Невероятный успех «обрушился» на Сергея Васильевича в 2007-м году. Зрителям полюбился его колоритный Фима Петров в историческом фильме «Ликвидация». Почитатели тут же отметили: Маковецкий уникальный, сильный актер, и его статус — выше Народного.
Так как режиссеры постоянно приглашают талантливого актера на разноплановые роли, ему не грозит однообразие и зацикливание на каком-то «однобоком» амплуа.
Поэтому в творческой биографии знаменитости появился казак Мелехов — «Тихий Дон», отец Ионин — «Поп», дядя Миша — «На солнечной стороне улицы», капитан Лунин — «Утомленные солнцем 2: Предстояние», директор Беркутов — «Дело Гастронома №1», князь Меншиков — «Петр Первый. Завещание», ученый Штрум — «Жизнь и судьба», следователь Горемыкин — «Бесы», тренер Куделин — «Ненастье», Иван Грозный — «Годунов», профессор Лейбе — «Зулейха открывает глаза».