На поверхности жадность ощущается, как голод, нехватка ресурсов. Зависть переживается как осуждающая несправедливость. На глубинном уровне жадность и зависть – это следствие потери психологических опор, обнажающийся страх бедности и одиночества. Если копнуть еще глубже, это – страх смерти как таковой. Где та грань, когда бережливость переходит в жадность? Где та грань, когда щедрость переходит в расточительство? Каждый стремится к процветанию. Желание роста и преуспевания – это вполне здоровая потребность личности. И в таком случае следует провести черту, когда здоровые потребности начинают перерастать в невротичные, когда естественная жажда развития становится уродливой жадностью, а потребность в психологическом равенстве обращается в зависть.
Если есть такая возможность, обыватель покупает себе такие условия жизни, при которых его замученное тело способно расслабиться, а недостающие телесные и психические навыки компенсирует материальными благами. Иными словами, в нашем обществе даже естественная потребность развития рассматривается через призму денег. Дескать – чем денег больше, тем сильней человек развит. Зло – не деньги, а то, как человек ими, в иное время распоряжается.
Психологическое здоровье – составляющая еще более сложная, чем физическое. Для тела нам необходим подходящий климат, кров, здоровое и умеренное питание. Потребности нашей психики – явление многомерное и во многом переплетается с потребностями тела.
Просветленным йогам в пещерах ничего не нужно. Некоторые сиддхи способны обходиться без еды и крова. Иные практически освободили себя от потребности в воздухе, и уже почти перенесли свое сознание в нирвану. А что делать городскому жителю?
Жизнь обывателя – бесконечное лавирование между сотен ярких импульсов, которые в силу привычки зачастую воспринимаются, как одна большая серая масса обыденности, где обыватель ищет впечатлений. В умах большинства людей между деньгами и впечатлениями закрепилось психологическое равенство. Потребности ума в сложении с деньгами равняются количеству получаемых от денег впечатлений.
Утоляются ли когда-нибудь потребности ума? Нет. Ум всегда пребывает в движении. Его природа – это природа мысли, которая никогда не удовлетворяет психику на сколь-нибудь продолжительный промежуток времени. Человек всегда пребывает в движении, в поиске счастья в неком вероятном предполагаемом будущем. Уму – всегда мало, ему хочется еще и еще. На этом уровне окончательного удовлетворения не найти, поэтому и жадность здесь не знает границ.
Мы живем здесь и сейчас. Однако в контексте личности, есть время, проходящее красной линией сквозь настоящее. И в этой парадоксальной многомерности, человек не в силах принять свою неустойчивую природу, состоящую из связок мыслей протянутых в иллюзии прошлого и будущего. Мысли – это и есть прошлое и будущее. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей. Здесь, не уходя в дебри, вернемся к нашим золотым слонам.
Жадность – иллюзия того, что за материальными благами можно обрести счастье и удовлетворенность. Перелом на пути однажды наступает, когда снова и снова натыкаешься на бесконечное одиночество, когда в погоне за материальным начинаешь видеть, что никакого роста душевного благополучия по-настоящему не происходит. Минутная радость достижения очередной цели сменяется очередным провалом в бездну суеты ума, неспособного удовлетвориться ни чем на свете. Счастлив ли сейчас самый богатый человек на земле? Удовлетворен ли он?
Мы все хотим счастья, успокоения, радости, гармонии, любви, единства, добра и поддержки высших сил. На подсознательном уровне мы все знаем правду и чувствуем, что жадность и зависть – это самообман – иллюзия, что накопительство когда-нибудь приведет к счастью.
Счастлив тот, кто удовлетворен тем, что имеет прямо сейчас, кого не терзает вечная бесплодная суета ума. Действия при этом совершается не ради будущего результата в пользу ненасытного эго. Действия – и есть сам результат, которым удовлетворяешься, проживая реальную жизнь здесь и сейчас. Реальных опор ни в будущем, ни в прошлом не существует. Мы живем в настоящем. Это – простая честность с собою.
Игорь Саторин