Сейчас я нахожусь в задней комнате кафе, переключаясь между письмом и одним умственным упражнением: притворяюсь, что меня здесь нет.
Я не имею в виду, что я маскируюсь или прячусь за растением в горшке. Я делаю практику смещения перспективы, которую я бы рекомендовал каждому: время от времени, где бы вы ни были, смотрите на то, что разворачивается перед вами, как будто это происходит без вас.
Где бы вы ни находились – в офисе, столовой, зале ожидания или на площади – воспринимайте своё окружение таким, каким оно было бы, если бы вас здесь не было.
Сосредоточьтесь на внешнем виде и ощущении обстановки. То, как свет лежит на вещах. Воспринимайте всё как кадр из фильма. Обращайте внимание на движение и речь людей или животных, звуковой ландшафт и общую атмосферу. Это просто маленький уголок мира, где всё разворачивается без вас. Может быть, без кого-либо ещё.
Сосредоточьтесь на внешнем виде и ощущении обстановки. То, как свет лежит на вещах. Воспринимайте всё как кадр из фильма. Обращайте внимание на движение и речь людей или животных, звуковой ландшафт и общую атмосферу. Это просто маленький уголок мира, где всё разворачивается без вас. Может быть, без кого-либо ещё.
Выполняя это, вы можете заметить некоторую лёгкость или простоту. Всё становится гораздо ярче. Всё кажется менее сложным, потому что это то, что просто происходят, а не то, что происходит с вами.
Раньше я называл эту практику «Намеренной смертью», но это звучит немного драматично. Может быть, название «Смотреть на мир так, как будто вы не существуете» лучше, но хороший способ понять, как её делать – просто наблюдать за тем, что происходит здесь, как будто вы умерли или, возможно, никогда не существовали вообще.
Прямо сейчас в задней комнате есть длинный общий стол с тремя студентами, которые работают с ноутбуками и учебниками. Играет музыка – группа, похожая на Cranberries. У входа в кафе сидит короткошёрстная собака золотистого цвета (здесь вход с собаками разрешён), ожидающая, когда хозяин получит свой заказ. Людей не видно, зато слышна спокойная болтовня. На дальней стене одни окна, на висячих полках стоят растения в горшках, залитые ярким дневным светом. Прохожий гладит собаку. В помещении царит тёплая и дружеская атмосфера. Песня закончилась, начал звучать дуэт Beach House.
То, что я вижу – как будто это просто происходит, не со мной – просто есть, без какого-либо взаимодействия с моими собственными интересами. Нет никаких рефлексивных моральных суждений. Угол наклона солнца не напоминает мне обо всём, что мне ещё предстоит сделать сегодня. Вид двадцатилетних студентов не заставляет меня желать быть моложе. Потому что меня здесь нет. Жизнь просто разворачивается, и сама по себе она прекрасна.
У нас есть привычка смотреть на то, что нас окружает, через самоотносимую линзу. Мы не просто видим вещь, мы видим, как эта вещь вписывается или не вписывается в нашу жизнь. Вид роскошного автомобиля может вызвать осуждение, зависть или лояльность к бренду. Когда вы видите, что кто-то наслаждается тем, что похоже на выходной день, вы тут же вспоминаете, что у вас сегодня не выходной.
У нас есть привычка смотреть на то, что нас окружает, через самоотносимую линзу. Мы не просто видим вещь, мы видим, как эта вещь вписывается или не вписывается в нашу жизнь. Вид роскошного автомобиля может вызвать осуждение, зависть или лояльность к бренду. Когда вы видите, что кто-то наслаждается тем, что похоже на выходной день, вы тут же вспоминаете, что у вас сегодня не выходной.
Дело не в том, что все мы считаем себя центром Вселенной. Тем не менее, наша жизнь, как правило, кажется нам чем-то вроде самой большой, самой гнетущей вещи, которая когда-либо случалась, тогда как на самом деле это короткая нить, проходящая через обширную, бесконечную ткань событий, которая является жизнью на Земле.
Когда вы что-то видите таким, каким это есть – любую сцену, свободную от наших историй – наступает облегчение.
То, что вы наблюдаете таким образом, по-прежнему имеет смысл, но это внутренний смысл, как красота или какое-то безымянное качество. Смысл не в том, «что это значит для меня и моей текущей истории».
Те короткие проблески всегда доступны, когда вы смотрите на то, что перед вами, словно это происходит без вас. Каждая сцена имеет собственную идентичность, которую можно уловить, когда вы не смешиваете её со своей.
Те короткие проблески всегда доступны, когда вы смотрите на то, что перед вами, словно это происходит без вас. Каждая сцена имеет собственную идентичность, которую можно уловить, когда вы не смешиваете её со своей.
Совсем не трудно достичь такой перспективы, по крайней мере, на несколько секунд. Просто воспринимайте происходящее так, как будто вас там нет. Эта парковка. Этот ряд домов. Эта тихая кухня. Всё выглядит точно так же, но ощущается по-другому.
Когда вы смотрите на жука, ползущего вверх по перилам, он воспринимается как не что иное, как жук, ползущий вверх по перилам.
Когда вы пьёте в кафе свой кофе, всё происходит так, как в те дни, когда вас там нет.
Когда вы заглядываете в шкаф, вы видите там всего лишь одежду; она тихо висит там, как это бывает, когда никто не стоит перед зеркалом, думая, что надеть.
Пишет David Cain