вторник, 28 июня 2022 г.

Эдипов комплекс: главная битва человека, которая определяет всю его жизнь



Зигмунд Фрейд считал, что личность – это арена сложнейшей борьбы. И самая важная в жизни человека битва случается в возрасте от трех до пяти лет, когда мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка – комплекс Электры. Пропустить его нельзя – это всеобщий закон, формирующий личность любого человека. Если период пройден благополучно, ребенок вырастает здоровой личностью, а если нет, то шлейф проблем тянется за ним всю жизнь. Расскажем, что же такое супер-важное происходит с нами в этом возрасте.

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание), Оно (бессознательное) и Супер-Я (надстройка над Я, которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.


Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я, человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я – то вырастет невротик, если Оно – то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

Что же это за комплекс? Фрейд утверждал, что сексуальность – это ведущий инстинкт, ведущая энергия (либидо), которая влияет на поведение человека. Либидо (сексуальная энергия) циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической.

Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка – комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.


Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно – это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.

Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.

Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи