Великого Карузо однажды освистали на премьере. А знаменитого Пуччини не просто освистали; зрители мяукали, пищали, а в самых трагических местах хохотали… Кричали обидные слова и Паваротти, и Штраусу. Срывали спектакли с участием великих актрис… И те потом плакали в гримерке - публике не понравилось! Люди раскритиковали выступление, выразили презрение и недовольство. Надо уходить со сцены!
Не надо. Для начала надо понять, кто и за что вас освистал; «обкритиковал», как говорил один писатель-неудачник. Этот литератор ходил обедать к известным и успешным коллегам. А потом довольным голосом рассказывал: мол, сходил в гости, объел буржуя, заодно обкритиковал там все хорошенько! Легче стало на душе! Гораздо легче…
Даже если обесценивающие и «критические» отзывы многочисленны, не спешите отчаиваться и сомневаться в том, что вы делаете. Вас могут освистывать специально; есть такие люди - клакеры. Их нанимали для того, чтобы разрушить репутацию автора пьесы или актера; унизить и лишить уверенности в себе, вогнать в состояние отчаяния. Клакеров нанимали завистники и недоброжелатели. Или вымогатели - они предлагали заплатить деньги, чтобы певца, актрису или автора не освистали и не забросали гнилыми помидорами.
К Шаляпину тоже пришли такие вымогатели. Мол, давайте деньги, а то мы вас публично освищем и «обкритикуем» во время выступления. Разрушим вашу карьеру и репутацию! Шаляпин тут же обратился в газету и предал случай огласке. Мол, какие-то разбойники вымогают у меня деньги. Я платить не буду! С характером был человек. И правильно поступил - не заплатил ни копейки. Пошел и спел свои арии. Он знал себе цену.
Так что вполне может быть такое: вас критикуют из зависти. Или пытаются надавить на вас и что-то получить. Заставить вас капитулировать и отдать клакерам-критикам что-то: должность, деньги, отличный проект, уважение руководства… Клакеров всегда несколько. Это группа. Но они заранее договорились, как будут вас обесценивать и критиковать. Их двое-трое обычно. Иногда это родственники, иногда - коллеги… Едва вы выходите на сцену, так сказать, как они начинают говорить плохое. Свистеть и бросать помидоры…
Это не имеет к вам ни малейшего отношения, вот что важно помнить. Задача клакеров - внушить вам неуверенность, заставить отказаться от цели. И отдать то, что у вас есть - заплатить им. Унизиться перед ними, начать заискивать, трепетать… Во-первых, не надо верить их «критике» - это гнилые помидоры, которые они заранее принесли. Ещё не посмотрели пьесу, а уже пришли с помидорами за пазухой. Во-вторых, надо поступить как Шаляпин. Открыто сказать, что вы понимаете причину нападок. Этот свистит, потому что завидует. А этот мяукает, потому что хочет отнять то-то и то-то. А этот хрюкает потому, что такова его истинная природа. Он только хрюкать и умеет.
Клакеры могут испортить вам репутацию и настроение; но только временно. Паваротти и Карузо всемирно известны. Они все равно добились успеха. Потому что главное - делать то, что оценят нормальные люди. А их большинство. Хотя сначала кажется, что вся публика против вас! Но это не так. Приглядитесь - с токсичной критикой выступают одни и те же люди. И не стоит метать перед ними бисер, петь арии или приглашать на обед…
Анна Кирьянова