Я встречала очень много таких людей. Вы их тоже очень часто встречали. Возможно, кто-то из вас — этот человек. Я и сама когда-то была этим человеком.
УГОВОРИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ...
А иногда вы понимаете, что ваши друзья — это они.
— Я не понимаю, я не понимаю, что еще сделать, чтобы он захотел детей. Без них наши отношения — бессмысленны, — Света смотрит мне прямо в глаза. Она спрашивает у меня это три раза в неделю уже шесть лет.
Денис молча наливает мне чай. У него голубые глаза и крепкое, еще довольно молодое тело. «Ты посмотри на эту крохотную однокомнатную квартиру, — он взмахивает рукой. — Не жизнь, а дерьмо какое-то. Кручусь, верчусь, все без толку…»
«Ну да, я зарабатываю большие деньги, но нафиг они мне нужны самому? Человеку нужен человек, понимаешь? — Славик почти кричит на меня через экран монитора по скайпу. — Кому я все это оставлю? Я хочу семью. Но настоящую. С настоящей девушкой. А таких очень мало. Очень. Да, у меня есть все, но это все не имеет никакого значения…».
Официант поставил перед нами два огромных стакана с мороженым. «Я в тупике, — говорит Настя. — Пять лет назад я приехала в эту чертову Германию. Поначалу все было супер классно. Но сейчас, когда я уже закончила институт и нашла здесь работу, я все чаще думаю: а оно мне надо? У меня от этого голова кругом. Я просыпаюсь утром, и мне хочется кричать, потому что все до такой степени бессмысленно…»
Я вспоминаю все эти диалоги и хватаюсь за слово «бессмысленно». Как же я их всех понимаю. У меня тоже был период в жизни, достаточно долгий период, когда мне все казалось бессмысленным. Я жила, даже чего-то достигала, ела, одевалась, танцевала, но не видела в этом всем смысла. Я просто что-то делала. У меня было в принципе все: здоровье, молодость, работа, друзья — но мне было тошно от бессмысленности происходящего. Нет, я не жила. Я тащила, влачила по земле свое существование. Позже оказалось, что таких людей на планете, — миллионы. Они не живут. Они ждут, чтобы их уговорили жить.
У них есть весь необходимый базис — тело и мозги, но они не видят в этом никакого смысла. Чтобы обрести его, они читают специальные книги, смотрят специальные фильмы, ходят на специальные тренинги. Им это надо, чтобы понять, зачем им нужна эта жизнь.
Подумать только.
Миллионы сперматозоидов однажды прошли нереальный путь, чтобы зародилась клеточка. Эта клеточка потом превратилась в миллиарды клеток, которые соединились воедино, чтобы из вот этой вот крохотной точечки на УЗИ появилось удивительное существо, которое умеет произносить звуки, обнимать и создавать руками скульптуры. Нас не было. Вы можете себе это представить? Всех нас когда-то не было. Нас не было не где-то — в баре или в гостях у Никиты — нас не было вообще нигде, даже в мыслях. А потом мы были крохотной точкой в чужом теле. Наша жизнь полностью зависела от действий этого тела. А потом мы лежали на спине и не могли даже перевернуться самостоятельно на животик. Но мы постоянно двигали ножками и ручками — нам не терпелось побежать вперед, нам не терпелось съесть эту жизнь целиком, впиться в нее всеми своими силами! А потом… потом мы начали делать одолжение.
Одолжение этой планете, что проживаем на ее территории. Мы — так и быть — принимаем ее пищу, но постоянно думаем о том, что могло быть, конечно, и вкуснее. Мы занимаемся любовью с людьми этой планеты, но постоянно думаем о том, что, конечно, любовь могла бы быть и посильнее и, вероятно, мы ошиблись с выбором партнера, можно бы еще поискать… Мы загораем под солнцем этой планеты, дышим ее воздухом и постоянно думаем о том, что могло бы не так сильно сегодня жарить, а завтра — не так проникновенно задувать. Нас нестерпимо мучает то депрессия, то хандра, то тщетность бытия, то мирская несправедливость, то «почему он не звонит», то «почему бедра толстые», то «почему зарплата такая низкая». Мы залетаем в последнюю минуту в вагон метро, кричим на подрезавшего нас водителя, наказываем не убравших в комнате детей, занимаемся сексом с малознакомыми людьми, искренне ненавидим своего шефа, бьем тапочками по холодной батарее, покрывая благой бранью администрацию страны и всю жизнь в целом… Да, shit happens. Но мы напрочь забыли о том, что нас когда-то не было. Вообще не было. И более того — однажды снова не будет. Пшик.
Есть люди, которые никогда в жизни не становились на лыжи, не катались на лошадях, не видели Ниагарского водопада, не пробовали карамболу, не общались с бразильцами, не смотрели «Касабланку», не пели в караоке со сцены, не умеют готовить шарлотку, не испытали опыта материнства или отцовства, не вели свою дочь к алтарю, не наказывали сына за выкуренную сигарету, не волновались, делая предложение руки и сердца, не валялись в стоге сена, не ели кулеш в лесу, не танцевали сальсу, не брали в руки кисть, не получали повышение, не наблюдали рождение щенков, не мастерили поделки со своими детьми, не признавались своему однокласснику спустя сорок пять лет после окончания школы, что та записка была именно от вас… Есть люди, которые не испытали не видели так много прекрасного, но они искренне считают свою жизнь бессмысленной. Они ищут человека или событие, которое уговорит их жить дальше.
Три года назад мой знакомая покончила собой. Ей был тридцать один год. Она оставила записку: «Простите все, но в моей жизни не было абсолютно никакого смысла». Бог простит, но я тогда была очень зла. Мы собирались компанией поехать во Львов, и она тоже. Она ведь могла встретить там замечательного парня, например. Или, вдохновившись архитектурой города, найти новое призвание. Столько всего еще могло случиться! А еще мне было стыдно. Потому что у меня тоже временами мелькали такие мысли: о том, что моя жизнь — бессмысленна.
А правда в том, что в жизни действительно нет смысла. Абсолютно. Так задумано природой. И это дает нам возможность наделить собственным смыслом все, что угодно. Все, что имеет значение конкретно для нас. В этом вся хитрость. Не искать смысл, а придумать его.
Подумать только.
Подумать только.
Из крохотной точки на УЗИ мы выросли в существо, которое делает одолжение тем, что живет. Которое ждет, чтобы его уговорили: «Ну, пожалуйста, посмотри, как прекрасен этот мир! Полюби жизнь, пожалуйста! Она этого достойна!». Которое ковыряет свою жизнь пальцем, словно остывшую манку, и ждет чуда.
Подумать только.
Столько еще не испытанного, столько еще не увиденного, столько еще не прочувствованного… И в этом и есть смысл — успеть. Успеть обнять, успеть сказать, успеть простить, успеть попробовать на вкус, успеть потрогать ладонью, успеть ощутить подошвой ступней, успеть услышать, успеть сохранить в памяти, успеть вспомнить…
Успеть потрогать этот мир руками.
Потому что мы — точка и в точку превратимся снова. Но нам выпал один из триллиарда шанс — испытать потрясающие чувства на вкус, запах, слух, вид и осязание.
Используйте его, даже если временами будет сложно.
Потому что смысла в жизни действительно нет.
Есть чувства, которые вы успеете испытать.